Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

домошнее задание.png

С началом обучения в школе и детки, и взрослые сталкиваются с новой задачей – выполнением заданий на дом. С 1-го класса домашние задания носят рекомендательный характер, но все же обязательны. Новоиспеченный школьник, который привык к интересным играм в удобное для него время, не готов сразу воспринять новые обязанности и начать охотно выполнять домашнее задание. Малыш еще не понимает его смысла и не считает нужным что-либо делать. И именно здесь возникает сложность для взрослых и детей. Проблемой может быть страх быть высмеянным за неправильно сделанное задание, непонимание материала, отсутствие способностей к освоению дисциплины, более интересные занятия.

Перед тем, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, взрослым нужно донести до крохи смысл их выполнения и объяснить, что теперь это – новая его обязанность, такая же как у родителей, например, приготовление еды и работа. Ваше чадо должно понимать необходимость уроков и учиться нести ответственность за их выполнение и учебу в целом.


Как научить ребенка учиться?

Начинать приучать к самостоятельному выполнению уроков нужно с 1-го класса. В среднем ребенку для того, чтобы начать организовано выполнять домашние задания, требуется полгода. Однако все индивидуально – кто-то адаптируется и привыкает быстрее, кто-то – медленнее.

Школьной программой предусмотрено отведение первого семестра первого класса на адаптацию, поэтому в это время домашние задания носят символический характер. Далее они становятся обязательными. Это делается для того, чтобы малыш сумел ко второму и третьему классу выработать навыки самостоятельной работы. Задача родителей – заставить ребенка делать уроки самому. Родительская помощь может заключаться только в том, чтобы направить, дать путь к решению, вызвать определенные мысли, но ни в коем случае не выполнить задания вместо ребенка. 

Чтобы научить ребенка учиться самостоятельно, уделите отдельное внимание его рабочему месту:

db581c84b731e613523e9c0236342698.png

atom.png Сидя за своим столом и располагая все так, как ему удобно, малыш будет серьезнее относится к поставленной задаче.

atom.png Все необходимое будет у него под рукой.

atom.png Правильное освещение сделает работу над домашним заданием комфортной.

atom.png Уберите все, что может отвлекать ребенка – выключите телевизор и компьютер, уберите домашних животных и игрушки. Это поможет ему сосредоточиться на уроках.

В ходе выполнения уроков давайте ребенку возможность самому читать задания. Он научится сам их воспринимать, а уж потом искать пути решения. Если вы будете сами их читать и рассказывать при этом, что нужно сделать, в дальнейшем маленький ученик будет испытывать трудности во время самостоятельной работы в классе – ему будет сложно понять задания и сложно их выполнить.

Подберите слова и примеры для того, чтобы объяснить ребенку важность уроков и ответственность за их выполнение. Малыш должен четко уяснить, что домашнее задание – его прямая обязанность, которую пусть и не хочется, но нужно выполнять. Постарайтесь донести до крохи мысль, что он учится только для себя, а не для кого-то.


Организация времени

Правильно сформированный режим дня вносит значимую лепту в обучении самостоятельности. Когда ваш малыш возвращается из школы, дайте ему час-два на отдых. Пусть в это время кроха пообедает, посмотрит мультфильмы, поиграет и просто займется тем, что ему интересно и приятно. По истечению этого времени наступает пора выполнения заданий на дом. Следите за тем, чтобы ребенок приступал к урокам в одно и то же время – это дисциплинирует и служит основой планирования времени.


slider1.png

Чтобы обучить ребенка организовывать свое время, следуйте таким рекомендациям:

  1. Позвольте юному ученику самому решить, в каком порядке он будет выполнять задания. Как правило, дети начинают с простых и заканчивают сложными задачами.
  2. Не торопите ребенка, ведь спешка не даст возможности полностью вникнуть в материал и полноценно выполнить задания. Однако давать возможность растянуть это на долгое время тоже не стоит. Установите ограничение режимным моментом – например, подготовкой ко сну.
  3. Предложите по аналогии со школой делать перерывы между заданиями. В идеале каждые 20-30 минут отвлекаться на 5-10 минут, чтобы привести мысли в порядок, расслабиться и с новыми силами приступить к следующему заданию.
  4. Дайте возможность детям самостоятельно выбирать, делать уроки до занятия в кружке или после. Это касается и времени, посвященного хобби.

Оптимальным временем для выполнения «домашки» считается период с 15:00 до 18:00. Ближе к ночи организм настраивается на отдых, и сложнее заставить себя что-то сделать.

Придерживаясь этих советов приучить ребенка делать домашнее задание будет значительно проще. 

Как мотивировать ребенка хотеть делать уроки

Мотивация занимает ключевую позицию в процессе обучения самостоятельности. Сила воли у ребенка младшего школьного возраста небольшая, поэтому его необходимо мотивировать и стимулировать к тому, чтобы он сам начинал учить уроки.

Нельзя в качестве мотивации использовать наказание:


  • Не повышайте голос на маленького ученика, и тем более не бейте.
  • Плохие оценки – не повод ругать. Лучше похвалите за хорошие отметки и укажите на то, что за тройки и четверки ваш юный школьник получил бесценный опыт и научился новому, смог сам справиться с заданием, а в следующий раз у него обязательно получится еще лучше.

Положительная мотивация – ключ к тому, чтобы приучить ребенка самостоятельно делать уроки:


  • Хвалите своего малыша и рассказывайте ему, какой он молодец.
  • Придумайте собственную систему поощрений: вкусненькое, игрушки, походы в развлекательные центры и т.д.
  • Покупайте яркие и красивые школьные принадлежности. Они вызовут интерес, подстегнут к тому, чтобы ими воспользовались по назначению. К тому же свою роль имеет психологический фактор: с хорошими принадлежностями хочется хорошо выполнять задания.

Обязательно дайте возможность ребенку заняться любимым делом после того, как он разберется с уроками. Уделяйте ему внимание и будьте для него волшебником, способным выполнить заветное желание за прилежную учебу.